Автор: Владимир Родионов, http://www.ixbt.com/digimage/doroga3.shtml
Очень чистый воздух, яркое солнце и искрящийся снег - все это
приводит к очень высокому контрасту изображения. Отношение яркостей
скал в тени и снега на солнце достигает 1:1000. И даже если оптика
|
|
Квадратная бленда с резьбовым соединением.
Эффективнее круглой, но предполагает, что тубус объектива с
резьбой под светофильтры не вращается при фокусировке.
|
Фигурная бленда с байонетным креплением. В
основном, бленды этой формы используется с широкоугольными
объективами. Ес
|
|
|
Резиновая бленда. Основное удобство в том, что она
легко деформируется и позволяет упаковывать объектив с ней в
стандартный футляр. |
Поляризационный фильтр с блендой Cokin. Соединяя
несколько бленд, можно добиться почти идеального соответствия
с углом зрения объектива, т.е. как с фокусным расстоянием, так
и с размером кадра (матрицы). |
Световое пятно - недостаток, который есть у всех объективов. Чем
больше в объективе линз, тем больше пятен может появиться. (Зачем столько линз в
объективе, можно прочитать в моей самой старой анимированной
статье, сделанной еще под Macromedia Flash Player 2). Если яркий
объект попадает в кадр, то световое пятно практически неизбежно,
однако источник света может и не попадать в кадр, а световое пятно,
им вызванное, тем не менее портит снимок. В этом случае правильно
подобранная бленда позволяет минимизировать потери качества. Для
точной подгонки используются раздвижные бленды в виде гармошки,
однако они весьма дороги.
Даже в пасмурный день блики могут испортить фотографию.
В солнечный день перепад освещенностей не под силу и пленке. Дабы
уменьшить диапазон, приходится идти на ухищрения, применяя
градиентные и поляризационные фильтры, подсветку отраженным светом и
вспышкой.
Для крепления к аппарату фильтров используются самые разные
системы. Наиболее распространены круглые фильтры с резьбовой
оправой, вкручивающиеся в объектив. Но есть и системы для крепления
квадратных фильтров, в том числе и весьма экзотические, когда
вкручивается кольцо с магнитами, которые удерживают фильтр в
железной оправе.
|
|
Крепление фильтров с магнитом. Поскольку соседство
держателя с магнитами и IBM Microdrive приведет к утере
информации на последнем, использовать подобные держатели в
цифровой фотографии надо с большой осторожностью.
|
Отечественное крепление под фильтры шириной 75 мм
к объективу с резьбой 52 мм. |
Когда одновременно используются несколько объективов и аппаратов
с разными посадочными решениеми, приходится искать универсальное
решение, позволяющее использовать принадлежности со всей имеющейся
аппаратурой. Одно из возможных комплексных решений предлагает фирма
COKIN. Крепление для фильтров и бленд крепится через переходное
кольцо на объективы любого диаметра. Выпускаются три системы под
фильтры разного размера. A - для объективов диаметром до 62 мм и
фильтров шириной 66 мм, P - (объектив 48-82 мм, фильтр 84 мм), X-PRO
(62-118 мм, 120 мм) и новая серия Z - PRO под фильтры шириной 100
мм. Допускается установка круглых и прямоугольных фильтров.
Для цифровых аппаратов, не имеющих резьбы на объективе или
резьбовых адаптеров, предлагается специальное
решение, позволяющее крепить фильтродержатель к корпусу
камеры.
|
1. Крышка на переходное кольцо между объективом и фильтродержателем.
2. Переходные кольца между объективом и фильтродержателем.
3. Фильтродержатели. Абсолютно одинаковые, отличаются только цветом. Желтый символизирует любительский подход и стоит вдвое дешевле.
4. Вставка в фильтродержатель типа Р, позволяющая использовать фильтры типа А.
5. Бленды.
6. Поляризационный фильтр.
7. Градиентный фильтр.
8. Защитная крышка, вставляемая в фильтродержатель вместо фильтра.
|
При всей продуманности системы футляры для фильтров очень
неудобные. Пластмассовые фильтры при транспортировке в них болтаются
и царапаются.
|
|
Фильтродержатель серии P с переходником под
фильтры серии A. Желтый держатель, кроме цвета, ничем не
отличается от черного, он менее практичен, поскольку может
бликовать, но зато стоит дешевле. |
Фильтродержатель для фильтров серии P с
градиентным фильтром. |
Камера Casio QV4000 с блендой из 5 секций для
съемки с максимальным фокусным расстоянием. Правильное количество
секций легко определить, повернув держатель на 45 градусов, в этом
случае углы будут виньетироваться.
Пример использования градиентного фильтра
На снимке хорошо проработан снег, а скалы чересчур темные.
Теперь нормально проработаны скалы, а фактура снега местами потеряна.
Снимок с градиентным 8х кратным фильтром, расположенным
по диагонали кадра. Удалось сохранить большинство деталей и в тенях,
и в светах.
Использование поляризационных фильтров при съемке неба
Свет поляризуется при отражении и рассеянии, а также при
прохождении через некоторые кристаллы. Например, в кристалле
исландского шпата свет, поляризованный в разных плоскостях,
преломляется под разными углами, а в кристалле турмалина по-разному
поглощается. Свойства некоторых материалов по-разному преломлять или
поглощать поляризованный в разных плоскостях свет используется для
изготовления поляризационных фильтров или насадок. Источником света,
поляризованного при рассеянии, является голубое небо. Свет,
рассеянный в плоскости, перпендикулярной к направлению
распространения, поляризован в наибольшей степени, в то время как
свет, рассеянный вдоль направления распространения, поляризован
незначительно. Направление поляризации в любой точке составляет
прямой угол с линией, соединяющей эту точку с солнцем. Частично
перекрывая этот свет, можно притемнить небо, не влияя на другую
часть фотографии. Поскольку цвет неба также связан с рассеянием, то
наибольшая поляризация будет там же, где и наибольшая голубизна,
поэтому в цветной фотографии использование поляризационного фильтра
не так привлекательно как в черно-белой, впрочем, в последней можно
с равным успехом использовать желтый или оранжевый фильтр. Возможно
даже, что осветление неба и получение более выровненных яркостей
между снегом и небом выглядит предпочтительнее. Поляризационные
фильтры поглощают половину естественного света (в теории). Реальные
фильтры ослабляют свет примерно в 3 раза. Таким образом, яркость
снега будет ослаблена в 3 раза, а яркость неба, если плоскость
поляризации фильтра перпендикулярна направлению на солнце, - всего в
полтора.
Свет, отраженный от блестящей поверхности диэлектриков
(жидкостей, стекла, лаковой мебели, листьев, пластмасс), линейно
поляризован. Это свойство можно использовать, чтобы ослабить или
усилить эти отражения. Наиболее часто необходимость в применении
фильтра возникает при фотографировании витрин магазинов, человека в
очках, картины за стеклом, водоема со спокойной поверхностью воды.
Отраженный свет полностью поляризован при угле падения светового
луча, равном арктангенсу показателя преломления и называемом углом
Брюстера. (Для стекла этот угол равен 56°, для воды - 53°). Наиболее употребительными в фотографии являются "поляроидные
пленки". Один из сортов этих пленок представляет собой крохотные
дихроичные кристаллы, параллельно ориентированные в твердой
связующей среде. Имеющиеся сегодня в продаже фильтры делятся на
фильтры с линейной и круговой поляризацией. Последние состоят из
"поляроидной пленки", и "пластинки в четверть волны". Следует
заметить, что фильтр дает круговую поляризацию только при одной
длине волны, для которой оптическая разность хода между обыкновенным
и необыкновенным лучами при прохождении через двоякопреломляющую
кристаллическую пластинку составляет четверть длины волны. Для
других длин волн этот фильтр будет давать эллиптическую
поляризацию.
В зеркальных камерах свет на чувствительный элемент попадает, как
правило, отразившись от нескольких зеркал. Любой свет, отраженный от
диэлектрического зеркала, частично поляризован, поэтому вращение
фильтра с линейной поляризацией будет приводить к изменению
показаний встроенного экспонометра. Мои эксперименты с аппаратами
CANON EOS показали, что при вращении линейного поляризационного
фильтра, надетого на объектив камеры, направленной на лампу
накаливания, значения выдержки менялись на 30%. Вращение фильтра с
круговой поляризацией практически не сказалось на показаниях
экспонометрической системы ТТЛ. С другой стороны, при съемке природы
для получения оптимального кадра надо делать несколько снимков с
экспозиционной вилкой, поскольку точечный замер затруднен, а умная
автоматика при многозонном замере считает, что небо должно быть
светлым, и от применения любых поляризационных фильтров дуреет. На
мой взгляд, использование фильтров с круговой поляризацией даже с
зеркальными камерами - пустая трата денег, а для обычных цифровых
камер эффект любых поляризационных фильтров одинаков. Учитывая, что
цветовой баланс в цифровых камерах легко настраивается, нет смысла
гнаться и за более дорогими, абсолютно нейтральными по пропусканию
фильтрами. Легкий цветовой оттенок, добавляемый старыми советскими
фильтрами, легко устраняется.
Изменение яркости неба в зависимости от положения
поляризационного фильтра.
При некотором положении относительно солнца в чистом
горном воздухе с помощью поляризационного фильтра можно получить
совершенно черное небо.
В цветной фотографии мне представляется более естественным не
затемнять, а осветлять небо. Ярко-голубое небо кажется более
желанным.
Отражатель
В этой поездке воспользоваться им не пришлось, однако для полноты
картины поясню, как он устроен и зачем нужен.
Отражатель и рассеиватель HENSEL - 5 в одном. Состоит из обруча с
рассеивателем и чехла, каждая из поверхностей которого несет свою
функцию. Серебряный отражатель (1), золотой отражатель (2) -
изменяет цветовую температуру, полезен при съемке на цветную пленку
со вспышкой, в цифровой фотографии практически бесполезен. Белый
фон- отражатель (3) и черный фон (4). На фоне отражателя HENSEL
изображен рассеиватель для вспышки LumiQuest Big Bounce. Крепится к
вспышке на липучках, позволяет убрать резкие границы теней. Может
использоваться как отражатель и как отражатель с рассеивателем,
когда молочная пленка оттягивается вперед и создает световой бокс.
В сложенном виде отражатель весьма компактен. Справа результат
подсветки портрета серебряным отражателем при съемке против солнца.
|