Как фотографировать в сюжетных режимах.


Источник:
http://www.apertura.ru/material/?id=92

Для чего нужны сюжетные программы. Объяснение их работы. Понимание принципа поможет вам использовать их наиболее эффективно, добиваться великолепных результатов. В инструкциях к фотоаппаратам пишется далеко не всё. Некоторые моменты могут быть существенными для вашей фотографии.

Сюжетные режимы присутствуют почти во всех компактных цифровых фотокамерах, во многих зеркальных плёночных моделях. Акцент в статье сделан на цифре. К плёночной технике все написанное также будет применимо, за исключением некоторых цифровых параметров и понятий, например, регулировки насыщенности и баланса белого.

Большая часть цифрокамер не имеет режимов приоритета диафрагмы, приоритета выдержки. Это компактные цифромыльницы. Отсутствие данных режимов не означает, что вы не сможете получить красивый, качественный снимок. Сюжетные программы выполняют сходную функцию, контролируя экспопару: выдержку и диафрагму, только более простым способом. Понимание назначения главных параметров фотосъёмки: диафрагмы, выдержки, - прояснит работу сюжетных режимов.

С определениями выдержки, диафрагмы можно ознакомиться в нашем Глоссарии. К чему ведёт изменение данных параметров?

Диафрагма:
Малая Увеличивается ГРИП. Увеличивается число резких объектов в кадре. Хорошо для пейзажа, макроснимка.
Средняя Средний компромиссный вариант. На данной диафрагме объектив обычно показывает наилучшие характеристики. Меньше искажений, размытия по углам.
Большая Уменьшение ГРИП. Промежуток резких объектов сокращается. Большая диафрагма помогает создать у портрета мягкий размытый фон. На открытой диафрагме аберрации объектива наиболее велики. Стоит быть внимательным к углам кадра.

Выдержка:
Короткая Замораживает движение. Хорошо для съёмки спорта, быстро меняющихся событий. На малой чувствительности бывает трудно добиться короткой выдержки. В закрытых помещениях съёмка в данном режиме, скорее всего, будет неудовлетворительной.
Средняя Обычное рабочее значение вплоть до 1/N с, где N фокусное расстояние. Если выдержка более длинная, дрожание рук становится заметным, снимки будут размытыми. Многие цифровые фотоаппараты выдают предупреждение, что съёмка с рук не желательна при выдержках длиннее средних.
Длинная Следствие недостаточности света и малой диафрагмы, когда даже днём может потребоваться штатив. Длинную выдержку можно использовать в творческих целях, например, снимать в проводку, фотографировать движение воды.

С помощью только выдержки и диафрагмы можно добиться всех эффектов сюжетных программ, что собственно и делали фотографы последние сто с лишним лет.

Уверен, вы уже по этим таблицам догадываетесь, как работают сюжетные программы. Далее объяснение наиболее распространённых режимов и о том, чего не пишут в документации к фотоаппаратам.

Портрет


Nikon Coolpix 8700, f/3.3, 70 мм

Диафрагма: большая.
Выдержка: любая разумная. Только не нужно заставлять замирать человека на несколько минут.

Большая диафрагма отделяет портрет от фона, делает его более объёмным и интересным. Цифрокамера может дополнительно сделать акцент на телесных тонах, смягчить изображение. Если доступен параметр резкости, её стоит убавить и отредактировать затем изображение на компьютере.

В некоторых аппаратах для разных композиций людей имеются проволочные каркасы. Фокусирование и замер света происходит внутри каркасов.

Фокусное расстояние лучше поставить на 85-100 мм в плёночном эквиваленте. Так лицо передаётся наиболее естественно. На цифромыльнице фокусное расстояние не отображается. Нужно оценить всю шкалу в плёночном масштабе и выставлять приблизительно. Портретный диапазон имеется практически у всех аппаратов с зумом.

Ночной портрет

Разновидность портрета при недостаточном освещении. Не обязательно должна быть ночь. Это может быть и вечер, и помещение с искусственным светом.

Диафрагма: большая.
Выдержка: большая.
Дополнительно: включается вспышка в режиме медленной синхронизации.

Освещение от встроенной вспышки не самое лучшее. Но когда нет другого, пользуются ей. Медленная синхронизация означает, что после вспышки затвор не закрывается, свет ещё какое-то время (до нескольких секунд) продолжает поступать на матрицу, прорисовывая тем самым фон. Рекомендуется в данном режиме использовать штатив.

При простом включении вспышки, даже светлым вечером, задний план получается очень тёмным.

Спорт


Nikon Coolpix 2100

Диафрагма: в зависимости от выдежки.
Выдержка: короткая.

При съёмке быстро меняющихся событий важно заморозить движение, чтобы не было размытых контуров-привидений. Выдержка для этого должна быть минимальной. Чтобы добиться качественных профессиональных результатов редакции печатных изданий вкладывают в фототехнику тысячи долларов. Любитель с цифровиком тоже кое-что теперь может. Не редки двенадцатикратные светосильные зумы со стабилизацией изображения. Скорости 2-4 кадра/с достигаются на большинстве цифрокамер.

Спортивные состязания часто проходят при искусственном свете. Для фотоаппарата это граничные условия. Не редки не удавшиеся снимки. Продолжайте эксперименты, дороговизна плёнки теперь не отговорка.

В спортивном сюжете часто фотоаппарат включает режим серийной съёмки. В плёночных зеркалках активизируется следящий автофокус.

Фокусное расстояние, скорее всего, потребуется максимальное из-за невозможности приблизиться к арене событий.

Пейзаж


Konica Minolta DiMAGE G500, f/4.7, 39 мм

К данному сюжету можно также отнести и панораму. В панорамном режиме появляются дополнительные рамки для лучшей последовательной компоновки кадров.

Диафрагма: малая.
Выдержка: любая.

В пейзаже важно сделать резким как можно большее пространство. Достигается это выставлением объектива на гиперфокальное расстояние при малой диафрагме. Система автофокусировки отключается.

Цифрокамера может сделать картину более насыщенной, похимичить с зелёными тонами. При недостаточном освещении вспышка не включается - в поле лампочкой день не сделаешь.

Разновидности данного режима: рассвет, закат. Тона на рассвете (или закате) мягкие, контраст слабый. Тени постепенно проявляются. Речь о небольшом промежутке времени перед и после восхода. Фотокамера может добавить контраста и насыщенности снимку. Если она этого не сделает, скорректируйте снимок сами в фотошопе.

Для пейзажа наиболее применимы широкоугольные фокусные расстояния.

В пейзаже не редки большие контрасты. Небо-земля, к примеру. Система экспозамера может обмануться: проработать хорошо небо, а земля будет тёмной. На помощь приходит экспокоррекция. Можно накинуть или сбавить одну ступень, в зависимости от ваших задач. Постпросмотр на цифрокамере здесь большое подспорье. Неудобство в том, что в цифромыльницах экспокоррекцию часто прячут в меню.

Макро


Konica Minolta DiMAGE Z1, f/8, 63 мм

Макрорежим для цифрокамер с маленькой, в физическом понимании, матрицей - режим коронный. Даже цифромыльница позволяет получать теперь приличный результат. Не нужны макрокольца, специальные дорогие объективы, нет надобности сильно закрывать диафрагму.

Диафрагма: малая.
Выдержка: в зависимости от диафрагмы.

В некоторых случаях может потребоваться штатив, т. к. закрытие диафрагмы ведёт к более длинной выдержке. Фотоаппарат автоматом максимально закрывать диафрагму не будет, поэтому при наличии доступа к данному параметру, его нужно контролировать вручную. Тогда у цветка будут резкими все лепестки, а не один-два.

В макрорежиме объектив в цифрокамере может выставиться на определённое фокусное расстояние, изменяется внутреннее положение линз специально для съёмки с ближних расстояний. Объект, заполняющий кадр, размером может быть всего три-четыре сантиметра.

Макрорежим является почти для всех цирокамер и самым слабым режимом. Связано это с проблемой фокусировки. Попытки сфокусироваться приходится часто повторять по десятку раз. И никогда нельзя быть уверенным, что фокус придётся на то место, на которое вы рассчитываете. Большую помощь могла бы оказать ручная фокусировка, но она прилично сделана всего на паре моделей.

Макро может быть увлекательными, но довольно трудным делом.

Общая техника

Описаны наиболее распространённые режимы. Понять действие других, например, фейерверк, вечеринка, пляж, для вас труда не составит. В разной степени они являются разновидностями указанных.

Общая техника для любой ситуации заключается в том, что следует подумать: что вы снимаете, какая цель, какие есть средства для её достижения. Важен эксперимент. При съёмке детей могут подойти несколько режимов: спортивный, портретный.

Внешние условия сильно влияют на выбор режима. В неоднозначных условиях нужен эксперимент. Получив практический опыт работы с сюжетными режимами вашего фотоаппарата, вы уже не будете особо задумываться. Но от электроники сюрпризы неизбежны, постпросмотр нужен очень часто.

Или вы захотите сами контролировать диафрагму с выдержкой, если ваш фотоаппарат это позволяет. Тогда задача одновременно упрощается, ведь параметров всего два, и одновременно усложняется - нужно заранее видеть, к чему приведёт выставленная экспопара.



Вернуться к списку статей


Виртуальные портфолио фотомоделей. Проект Игоря Росса. Фотомодели Хабаровска и не только. Виртуальные портфолио. Фотостудия Q2Q (Хабаровск) и студия Web-дизайна, модель, фотомодель, портфолио моделей, художественная фотография, оригинальный дизайн, мода, модел, фотомодел, красота, профессиональное фото, фотостудия, профессиональная фотография, фотограф, свадебные фотографии, портфолио, модельные агенства, фотомодели, фотосъемка, модельная, fashion, фотоуслуги, фотогаллерея, девушки модели, рекламная съемка, выездная съемка, фэшн, рекламный бизнес, рекламные агентства, модели, поиск фотомодели, кастинг, отбор, лучшие девушки, не развлечения, не секс, не sex, не интим! Фотомодели Хабаровска и не только. Фотостудия Q2Q (Хабаровск) и студия Web-дизайна, модели, портфолио моделей, художественная фотография, оригинальный дизайн, мода, красота, профессиональное фото, фотостудия, профессиональная фотография, фотограф, свадебные фотографии, портфолио, модельные агенства, рекламные агентства, модели, Виртуальные портфолио. поиск фотомодели, кастинг, отбор, лучшие девушки, не развлечения, не секс, не sex, не интим! Виртуальные портфолио.