Несколько слов о портретной фотосъемке. Композиция.



Люди на картинах и фотографиях привлекают взгляд. И нетрудно понять почему. Миллионы лет эволюции приспособили наше зрение сканировать окружающий мир в поисках врага или друга. Отточенные эволюцией зрительные фильтры позволяли нашим предкам мгновенно выделять полезную информацию в самых экстремальных ситуациях, помогая выжить. А сегодня эта эволюционная приспособленность не может не влиять на наше эстетическое восприятие. Одни детали на фотографии радуют взгляд, а другие вызывают дискомфорт восприятия. Почему это происходит? Попробуем разобраться в этом явлении и научимся его учитывать в процессе композиции фотоснимка.

Портрет: девушка и кольцо
Композиция.

"Одна из ближайших аналогий изучению
композиции - обучение езде на машине.
Сначала довольно трудно координировать работу
сцепления и акселератора, не говоря уже о
необходимости смотреть за другими машинами.
Однако, с практикой это становится второй натурой".
Роджер Хикс.

В природе все подчинено строжайшей экономии энергетических ресурсов и времени. Даже зрительный аппарат человека здесь не исключение. Информация об окружающем мире поступает с сетчатки глаза в наш мозг сжатой до предела. В противном случае зрительный нерв попросту не справился бы с таким потоком информации.

Оказывается, наш глаз не может видеть все сразу с высоким качеством разрешения деталей. Поле зрения глаза человека, да и большинства млекопитающих разделено на три важные зоны.

Поле зрения глаза человека

Зона 1 - очень узкое поле, в котором мы видим изображение предметов с самым высоким разрешением.
Зона 2 - самое широкое поле, в котором мы хорошо различаем цвета и среднечастотные структуры различного наклона.
Зона 3 - зона бокового зрения, где глаз преимущественно регистрирует движущиеся детали сцены.

Все очень логично. Зрительно мы контролируем большое пространство, но мелкие детали мы последовательно сканируем областью высокого разрешения и эту информацию постоянно удерживаем в памяти и лишь время от времени ее обновляем. (Вспомните, как при встрече нас "окидывают" взглядом, так и "елозят" глазом с головы до ног).

Я подвожу Вас к пониманию того факта, что взгляд человека движется по изображению, поэтапно считывая всю информацию. И здесь есть свои законы. Например, взгляд наш движется изначально по диагонали, определяя наиболее важные детали, а затем начинает их изучать и сравнивать в определенном порядке.

Другими словами, существуют зрительные зоны, в которых с высокой вероятностью могут появиться важные для нас детали, которые запоминаются и удерживаются в сознании с целью прогнозирования развивающихся событий.

Зоны на фотографии

Эта сцена сфотографирована именно так, как вычленил бы ее наш глаз из окружающего пейзажа. Третья часть поля зрения отведена небу (здесь человек с высокой вероятностью может ожидать появление новых деталей, например, появление птицы.) Но главные события развертываются на земле, где стоит человек сам. Глаз инстинктивно отдает поверхности земли две третьи контролируемого пространства. И не зря! Здесь оказалась лошадь. Ее наш взгляд удерживает на границе с левой третью кадра, а пустая пока дорога, где появление чего-либо вполне вероятно, на правой трети картины.



Если главные объекты, составляющие сцену, располагаются на линиях, делящих кадр на девять примерно равных частей, то наш глаз захватит их практически мгновенно, ранжирует по степени важности и начнет подробнее изучать именно те, которые оказались в "узлах" нашей "решетки". В противном случае, глазу будет надобно потрудиться, неоднократно просканировав поле кадра, пока он во всем не разберется. После этого останется чувство усталости и дискомфорта и не возникнет эстетического ощущения.

Золотая дорожка Гордое одиночество

На горизонтальных осях "золотого сечения" обычно следует располагать линии горизонта в пейзаже. На нижней оси - если мы хотим обратить внимание зрителя на небо, и на верхней - если для нас актуальна земля или поверхность воды.

Портрет девушки Фотограф

В портрете на этих осях располагаются глаза, руки, важные предметы и детали одежды.

Портрет девушки в кресле

Но вспомним, наш взгляд скользит изначально по снимку из левого нижнего угла в правый верхний. Следовательно, если в композиции появятся диагональное расположение деталей, это будет восприниматься нашим глазом так же эстетично. В данном случае композиция будет называться диагональной.

Портрет девушки

Направление из нижнего левого угла в правый верхний вызывает "мажорные" ощущения,

Портрет девушки

а направление из верхнего левого в правый нижний - "минорные".

Что за ерунда! - скажете Вы. Какая разница?
А какая разница работать правой или левой рукой? Вот то-то! Природа "подбросила" нам очень много сюрпризов.

Мысль

Симметричный рисунок ассоциируется в нашем мозгу со статичностью дерева, его устойчивостью и незыблемостью.
Но и симметрия может читаться нашим глазом по-разному.

Мысль
Эта симметрия вызывает чувство раздвоения и противоречия.
Мысль
А эта композиция - единение.

Наши ощущения при созерцании фотоснимка зависят еще и от личного жизненного опыта.

Здесь все имеет определенный смысл взаимодействия. Тяжелая и громоздкая нижняя часть картины вызовет ощущение устойчивости, а композиционная пирамида перевернутая вершиной вниз всегда кажется падающей или неестественной и придает снимку динамику или парадоксальность.

И задача фотохудожника открыть для себя эти зашифрованные и накрепко "прошитые" в нашем мозгу закономерности.

Можно перечислить множество интересных композиционных решений, и каждое из них построено на одной из иллюзий, рождаемых нашим восприятием мира.

С эстетическим чувством гармонии, безусловно, надо родиться. Но можно и научиться многому. Каждый автор делает свое эксклюзивное открытие в композиции. И этих открытий - бесконечное множество. Как быть? Неужели нет единой и стройной теории композиции? Слава Богу, что нет! Иначе мы давно умерли от скуки и эстетического голода. Ищите, экспериментируйте, делайте свои открытия. Но не забывайте, что в портрете человека главное - отношение автора и героя снимка к окружающему миру, которое выражается не только мимикой, позой, но и взаимодействием с другими объектами сцены. По этой причине портрет в интерьере и самый трудный и самый интересный. Работы Валерия Плотникова тому яркое подтверждение.

Жанр портрета - это вершина художественного творчества в фотографии. Здесь огромное поле для творчества и не меньшая востребованность для тех, кого мы фотографируем. Ведь фотография - это своеобразная "машина времени", которая незримыми нитями связывает людей в рамках огромных временных дистанций. По крайней мере наши потомки будут изучать мир наших современников скорее всего по многочисленным фотоснимкам профессионалов и любителей.

Выражаю огромную благодарность Сергею Метелице, Виталию Котову и Владимиру Никольскому за использование работ этих замечательных авторов в качестве иллюстраций моего материала.



Вернуться к списку статей


Виртуальные портфолио фотомоделей. Проект Игоря Росса. Фотомодели Хабаровска и не только. Виртуальные портфолио. Фотостудия Q2Q (Хабаровск) и студия Web-дизайна, модель, фотомодель, портфолио моделей, художественная фотография, оригинальный дизайн, мода, модел, фотомодел, красота, профессиональное фото, фотостудия, профессиональная фотография, фотограф, свадебные фотографии, портфолио, модельные агенства, фотомодели, фотосъемка, модельная, fashion, фотоуслуги, фотогаллерея, девушки модели, рекламная съемка, выездная съемка, фэшн, рекламный бизнес, рекламные агентства, модели, поиск фотомодели, кастинг, отбор, лучшие девушки, не развлечения, не секс, не sex, не интим! Фотомодели Хабаровска и не только. Фотостудия Q2Q (Хабаровск) и студия Web-дизайна, модели, портфолио моделей, художественная фотография, оригинальный дизайн, мода, красота, профессиональное фото, фотостудия, профессиональная фотография, фотограф, свадебные фотографии, портфолио, модельные агенства, рекламные агентства, модели, Виртуальные портфолио. поиск фотомодели, кастинг, отбор, лучшие девушки, не развлечения, не секс, не sex, не интим! Виртуальные портфолио.