Взято с http://www.idealmodel.ru
По сути, работа модельного агентства - это работа посредника между моделью
и заказчиком. На сегодняшний день сложился более-менее устойчивый
"список" работодателей.
Модели, обычно требуются для рекламной или имиджевой съемки (здесь в
качестве заказчика выступают глянцевые журналы и представители рекламной
полиграфии), для фэшн-показов (заказчики - продавцы модных брендов),
участия в выставках, работы на презентациях (заказывают все, кому не лень),
а также участия в шоу-программах.
Агентство, как посредник, получает с каждого заказа в среднем 30-50%.
Количество заказов зависит от сезона, удачной "охоты" и вообще не особенно
разглашается. Обозначить среди перечисленного главный источник дохода
агентства сложно - платят везде неприлично мало. Скорее, можно говорить
о небольшой группе клиентов - представителей западных компаний, которые
оплачивают работу моделей традиционно выше принятого в России нищенского
минимума. Среди таких "лакомых" заказчиков - "Дикая Орхидея", Mercury и
некоторые другие, которые платят за участие в своих акциях в среднем $150,
что на 40-60% выше "местной нормы".
Большинство прочих клиентов не хотят платить выше $80-100 за показ (а то и
меньше, многие агентства вынуждены "продавать" своих девушек и за $30-50),
зная, что найдут вполне приличный "товар" и за такую цену.
А вот российские модные журналы, вопреки распространенному мнению, могут и
вообще не заплатить, считая, что фото девушки на обложке - реклама и честь
ей самой и агентству, которое она представляет. Среди тех журналов, которые
все-таки платят за съемку ("ОМ", Playboy и пр.), средняя "такса" не
поднимается сегодня выше $300 за фотосессию, а минимум - $40 (для сравнения:
до кризиса тот же Playboy мог шикануть и заплатить $1,5 тыс. за "девочку").
Кстати, сами модные издания (лицензионные, типа Vouge, Cosmopolitan и пр.)
утверждают, что уровень российских фотомоделей значительно отстает от
западного, поэтому и предпочитают делать съемки "там".
В общем, заработать "честным" путем оказывается достаточно сложно. Поэтому
многие агентства идут на различные ухищрения.
"Беда отечественного модельного рынка в том, что многие агентства вынуждены
заниматься побочным бизнесом. Тусовки в ночных клубах, эскорт-сопровождение
в зарубежные поездки - вот неполный список деятельности 90% модельных
агентств Москвы. Региональные "коллеги" способствуют этому бизнесу, посылая
своих девушек в Москву, не заботясь о том, как и зачем используются неопытные
красавицы из регионов."
Обычно сильному агентству по силам "потянуть" трудоустройство 50-70 моделей.
Остальные работают там время от времени или просто создают эффектный балласт,
чтобы пускать пыль в глаза потенциальному заказчику. Приличный каталог
(который не стыдно показать) включает примерно 150-250 моделей.
Понятно, что "стоимость" девушек даже внутри одного агентства сильно
отличается. В базе данных крупных фирм существует несколько "ценовых групп"
или, на профессиональном сленге, "папок": в первую папку входят самые
востребованные, "топовые" модели с самым высоким заработком, во вторую -
те, которые продаются немного хуже (их "цена" примерно на 30-50% ниже, хотя
все зависит от заказа и клиента), в третью входят начинающие девушки (в их
задачу входит "засветиться", поэтому первое время они могут работать
практически даром).
Переход из "папки в папку" (то бишь повышение статуса и оплаты модели)
возможен, но причины его туманны, не всегда ясны самим участникам бизнеса
и нередко связаны с "модой" на ту или иную девушку.
Существуют также четвертые (пятые и пр.) папки, девушки из которых
используются "не по назначению" (сюда-то и попадают наивные провинциалки).
Впрочем, как утверждают участники рынка, слухи о слиянии модельного и
"древнейшего" бизнеса сильно преувеличены. Рынок слишком мал, и если девушка
после дефиле идет подрабатывать "ночной бабочкой", ее конкурентки сделают все
возможное, чтобы вытащить эту историю наружу и испортить барышне карьеру.
Тем не менее, леденящие душу истории о том, как профессиональных красавиц
вывозят на таинственные дачи со всеми вытекающими из этого последствиями,
преследуют модельный бизнес по пятам.
Сами модели лениво отмахиваются от подобных сплетен, говоря, что, во-первых,
насильно никого никто не тащит и "если что", то девушка сама делает подобный
выбор, а во-вторых, дескать, в модельном бизнесе полно проблем и помимо
проституции. Так, например, официально - перед каждой съемкой - с
фотомоделью должен подписываться контракт с указанием суммы гонорара и срока
выплаты. На самом деле ни одно агентство сейчас этих правил не соблюдает.
Все происходит, так сказать, на взаимном доверии.
А на практике часто случается так, что модель нанимали, чтобы сделать одну
рекламную фотографию (что и было оплачено), а в итоге выясняется, что
"по мотивам" фотосессии заказчик изготовил, скажем, целый рекламный календарь,
сэкономив на этом до 90% от его реальной стоимости.
Следующий способ "наколоть" модель относится, в основном, к неопытным девушкам.
Например, на кастинге барышне отвешивают кучу комплиментов: "Вы - девушка с
очень интересной внешностью, у вас такие данные, такая фактура! Только вы,
голубушка, совсем не умеете двигаться. И позируете тоже по-дурацки. Но вам
крупно повезло. Представляете - у нас есть собственная школа фотомоделей, и
там сейчас одно-единственное вакантное место, вам это будет стоить столько-то".
Понятно, что после окончания подобной школы (см. ниже) девушка ни на шаг не
продвигается к заветному подиуму.
Самый же распространенный способ обмана - "кидалово" с зарплатой. Отработает
девушка съемку, а агентство возьмет и не заплатит. Причин на то масса:
"Заказчик денег не перечислил!" или "В кассе денег - ни копейки, приходите
завтра (через месяц, три, шесть, восемь)..." Подобные казусы, по слухам,
происходят даже в самых известных модельных агентствах.
В целом же оплата труда фотомодели зависит от того, какую сумму платит
заказчик и сколько агентство берет себе в качестве комиссионных. Закавыка
в том, что ни первого, ни второго модель не знает. Вот и приходится бедной
девушке гадать, на сколько ее обманули.
Диплом по красоте
Еще один распространенный способ подзаработать на девичьих мечтах -
организовать школу моделей. Наиболее цивилизованный вариант этого бизнеса -
школа при самом модельном агентстве, которая реально занимается профессиональной
подготовкой девочек под свои задачи, а не выкачивает деньги за малопонятное
и мало обязательное двух-трехмесячное пребывание в ней.
Оборот этого рынка в России довольно развит - почти у каждого из существующих
2500 модельных агентств есть свои школы. Кроме того, во всех крупных городах
России газеты объявлений забиты рекламой, приглашающей "пройти обучение в
профессиональной школе моделей".
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев подобные заведения не
выдерживают никакой критики. Однако многие девушки, желающие попасть на
подиум, клюют на эту удочку и платят немалые деньги аферистам.
В Москве не более пяти модельных школ вне агентств с хорошей репутацией,
самые известные из них - школа Анатолия Кулакова в "Русской академии моделей",
"Школа Вячеслава Зайцева", дипломы которых котируются в модельных агентствах.
При обучении необходимо отметить личность преподавателя - человек должен
хорошо знать специфику подиума. Распространенным заблуждением, к примеру,
является мысль о том, что мастер из балетной школы сможет правильно поставить
походку и движения модели - увы, не сможет, поскольку это разные области
деятельности, и модели балет не нужен. Балерины очень хорошо двигаются, но
ноги у них - сплошные стальные мускулы, на сцене это не заметно, а на подиуме
очевидно.
Для справки: в учебный план хорошей школы должны входить фототренинг (умение
позировать), основы актерского мастерства, азы хореографии, история костюма
и практические занятия с визажистом, стилистом, парикмахером.
Отдельными курсами могут быть представлены знания о правильном питании,
рекомендуемых физических нагрузках, а также психологический тренинг.
Занятия в школе проходят минимум по три-четыре часа в течении трех-четырех
месяцев. В середине процесса необходимо формировать портфолио
(десять-пятнадцать фотографий формата А4), чтобы потом выкупить его у
фотографа. В отдельно оговариваемую сумму включены услуги стилиста,
парикмахера, фотографов, пленка, аренда фотостудии.
Затраты распределяются следующим образом: оплата обучения в школе
фотомоделей - $500, изготовление портфолио - $200, приобретение необходимой
косметики и средств по уходу за кожей лица - $100, походы в тренажерный зал,
солярий, бассейн, сауну - $180 ежемесячно, правильное полноценное
питание - $400 (в месяц). Получается $700 единовременно и $600-700 ежемесячно.
И это без гарантий дальнейшего успеха.
Отдельный вопрос - модельные школы для детей. Родителям следует отдавать себе
отчет в том, что ребенка до 11 лет не принимают даже в балетную школу по той
причине, что неизвестно, кто из него вырастет: "пончик" с короткими ногами,
или прекрасный "лебедь". Этот пример относится и к модельному бизнесу, где
важна прежде всего внешность девушки. Но кто, в самом деле, может точно
сказать, что станется с очаровательным 5-летним ребенком через 10 лет?
И лишь глядя на 14 летнего подростка, специалист может сделать предварительный
прогноз по поводу его (ее) внешности.
Принцип "учись всяк желающий, только денежки плати" является крайне вредным,
наличествует только у непрофессионалов и почти всегда приводит к печальным
последствиям. Только по одной Москве бродят тысячи таких "обученных" девушек,
априори не пригодных для подиумной карьеры. Если в модельной школе прозрачно
намекают, а то и гарантируют (конечно же, в конфиденциальной беседе)
доверчивому подростку престижную высокооплачиваемую работу по окончании
учебы, значит что-то с этой школой неладно. Прозрение наступает порой слишком
поздно и тяжело.
Мечта любой модели - мировая известность. Поэтому многие девушки отправляются
на Запад в надежде повторить судьбу Золушки. Ничего не имеем против сказок,
однако лучше осуществлять их при помощи известного агентства.
А вот приличное агентство как раз никак гарантий не дает. Ведь согласно
статистике, из 10 моделей, уехавших за границу, 9 возвращаются обратно "в
минусе" или, не успев начать хорошо работать, просятся домой, соскучившись
по близким и столкнувшись с трудностями. Из множества агентств, стоит упомянуть
ELITE (Франция), NEXT (Франция-США), FORD (Франция-США), VIVA (Франция),
WHY NOT (Италия), IDOLE (Франция), METROPOLITAN (Франция-США).
Самый распространенный миф среди русских девушек - это представление о
сказочных богатствах, рассыпанных на западных подиумах.
Почему-то начинающим моделям кажется, что стоит им приехать за рубеж, как
они немедленно начнут зарабатывать тысячи долларов. На самом деле, в первый
год, когда девушка еще не известна на международном модельном рынке,
сумма гонораров может составлять от 700 до 3000 американских долларов в месяц,
но из этого западное агентство будет удерживать свои комиссионные и брать
с модели деньги за оплату ее билетов, квартиры, питания, создания фотографий
и даже за карту города которую выдают всем новоприбывшим, чтобы не заблудились.
Хотя не исключено, что даже в первые месяцы работы за съемку и рекламную
кампанию какого-либо товара гонорар за один съемочный день может составить и
вожделенные $20 тыс. Но это случается очень и очень редко. Многое зависит
от тамошнего агентства. Некоторые из них, в том числе и те, кто "на слуху" в
нашей стране, практически не получают приглашения от известных компаний на
кастинги. Их удел - мелкие заказы, шоу-румы и, к сожалению, эскорт.
Вот некоторые западные расценки за работу модели, не имеющей звездных ставок:
дефиле - $400-600; фотосъемка для рекламы, размещаемой в журнале, каталоге,
буклете - $1500-2500 шоу-рум - $70-150 в день.
Существующий миф о том, что попадая в иностранное агентство, модель находится
на всем готовом и только получает баснословные гонорары, наверное, идет от
непонимания роли и специфики модельной работы. Да, "звезды", потеря которых
для агентства влечет потерю сотен тысяч долларов в год, находятся в
привилегированном положении. Из их заработка вычитают не 50% в пользу
агентства (удел всех моделей без имени), а всего лишь 3-5%. В номер гостиницы,
где останавливаются "звезды", приносят определенные марку и количество
минеральной воды, цветы и мягкие игрушки, оговоренные в контракте. Но для
того, чтобы стать топ-моделью, нужно пройти долгий и сложный путь. "Рядовая"
модель, тем более только что приехавшая на Запад, будет сталкиваться с
постоянными трудностями (бытовыми, финансовыми, языковыми и пр.).
Так, например, наши девушки с трудом переносят то, что все отношения между
моделью и западным агентством, а также между моделью и клиентом, строго
регламентированы. За несоблюдение правил модель подвергается различным
штрафным санкциям: от вычета процента из заработка до отказа агентства
представлять модель.
Конечно, шанс стать "звездой" остается, несмотря на все трудности. Не секрет,
что многие наши девчонки рассматривают подиум в качестве "трамплина" к
выгодному браку. Кстати, здесь статистика более благосклонна: из 10 моделей,
работающих на Западе, законным браком с иностранцами сочетаются 8.
|